sail2ithaki (sail2ithaki) wrote,
sail2ithaki
sail2ithaki

Category:

сектанты экспонометра

Адамс предписал Зоны. Одиннадцать штук. Это имело последствия. В цифровом случае, похоже, тяжелые. Чтобы получить все 11 зон на сенсоре средний тон надо положить очень низко, на 5 ступеней ниже насыщения сенсора вместо 2.5 для 18% или 3 ступеней для 12.7%. 5 ступеней соответствуют 3% (100/2^5 = 100/32).
Возьмем, к примеру, свеженький Олимпус. Он 12-битный, и максимум у него 3840. C учетом баланса белого для дневного света получим довольно неприятную картину - уровней в среднем тоне (зона V) мало, а в тенях, где желательны детали (зона II) - практически нет. А отсутствие разрешения уровней оборачивается падением разрешения деталей. "Вытягивать" такие средние тона и тени мучительно. Лезет шум, цветные пятна, детали становятся грубыми, теряется пластика изображения.

Зона Уровней
Красный Зеленый Синий
X 1003 1920 1083
IX 502 960 541
VIII 251 480 271
VII 125 240 135
VI 63 120 68
V 31 60 34
IV 16 30 17
III 8 15 8
II 4 8 4
I 2 4 2
0 1 2 1

Вот эта недодержка на практике. Снимок с Imaging Resource, сделанный новеньким Olympus OM-D E-M10 на базовом ISO 200:

В секции статистики передержки и недодержки (OvExp/UnExp Stats) видно, что всего 367 + 290 пикселов в зеленых каналах находится в "вылете". Эти пикселы помечены на снимке с экрана пурпурным цветом и расположены на нескольких крохотных участках бликов от кривых металлических поверхностей. Это на практике означает, что снимок недодержан. Однако к автоматической экспозиции при съемке уже добавлено +0.3 EV - так значится и в EXIF. Сколько еще надо добавить и как при этом изменится зона вылета? К примеру, добавим полступени, поделив максимум (3840) на корень из двух, получим около 2700:

После применения увидим:


Так-то оно получше будет. Стало быть, автомат предлагал недодержать на 0.3 (коррекция при съемке) + 0.5 EV. Но в этой сцене хоть контраст есть из-за бликов, а если бы металла не было? Вот снимок с автоэкспозицией, без ручной коррекции.

Максимум оказался 2133 вместо физически возможного 3840, что само по себе - уже признак абсолютной недодержки на log2(3840/2133)= 0.8 ступени. Да и статистика недодержки - неприятная. Если в 0EV поставить реальный максимум 3840, гистограмма выглядит так:

По вертикальной оси - количество пикселов, имеющих тот или иной уровень. "Единички" в зеленом канале заканчиваются в районе -2 EV, то есть кадр недодержан минимум на 2 ступени. 1 ступень = 2 раза в линейных единицах (уровнях), 2 ступени - это 4 раза. Поставим 3840/4 = 960 в поле максимума:

В результате "вылетели" всего несколько пикселов, а статистика недодержки значительно улучшилась:

Реально можно добавить еще треть ступени. При этом появятся крошечные блики на углах конфетных оберток. Ставим в максимум 760 (960 делить на кубический корень из 2), получаем около 850 "вылетивших" пикселов в сумме, по всем каналам:

 Получается, что автоэкспозиция норовит снизить экспозицию на 2 ступени, оставляя место для светов в контрастных сценах и интеллекта в этом месте не наблюдается. Для сильно контрастных сцен это как-то срабатывает, а для малоконтрастных получается недодержка от 2/3 до 2 1/3 ступени.  Опять выходит, что все новое - это хорошо забытое старое и фотограф должен вносить экспокоррекцию (по возможности, снижением ISO), оценивая контраст сцены от деталей в тенях до деталей в светах и пользоваться эксповилкой (bracketing).
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 24 comments